Ракетная платформа “Harasser” (“Раздражитель”) полностью оправдывает свое название. Этот маленький юркий ховер раздражает всех на поле боя начиная с 2829 года.
Рисунок Duane Loose из ТRO 3026, http://www.sarna.net
Когда “Харассер” запускался в производство заводом Брукс Инкорпорейтед на Сюзано, то военное руководство Лиги Свободных Миров видело в нем машину, способную эффективно дополнять в бою такие же легкие и почти такие же шустрые “Галеоны”. Но, как показывает практика, у “Харассеров” совершенно другая тактическая ниша.
Что такое “Харассер” с инженерной точки зрения? 25-тонный ховертанк, почти треть массы которого занимает двигатель внутреннего сгорания. В турели размещены две установки SRM-6 с двумя тоннами боекомплекта, в кабине - водитель (он же командир) и стрелок. Все это прикрыто двумя тоннами брони и стоит чуть больше полумиллиона ц-биллов.
Что такое “Харассер” с точки зрения командира? Крайне дешевая (в игротехнических терминах - и по BV, всего 433) ракетная платформа, удачный залп которой может сбить с ног даже “Атлас” (хотя пилот этого самого “Атласа” должен быть воистину невезучим типом). Шасси на воздушной подушке диктует особенности применения - не страшны водные преграды и болота, очень интересны слегка всхолмленные равнины, но зато непреодолимы леса и крайне неприятны горы. Малое количество брони в сочетании с высокой скоростью вынуждает постоянно маневрировать и активно использовать засады. Две тонны боекомплекта позволяют добавить огоньку в виде inferno-SRM
Что такое “Харассер” с точки зрения экипажа? Быстрый и сложный в управлении гроб, воевать на котором надо так, чтобы не было мучительно обидно за бесцельно прожитую жизнь.
В терминах настола “Харассер” движется со скоростью 10/15. В этом таится основной рецепт выживания - проезжать каждый ход не менее 10 гексов. Модификатор +4 для стрельбы по “Харассеру” защитит его получше, чем 32 суммарных пункта брони. Больше одного попадания среднего лазера Сферы в одну локацию “Харассер” обычно не переживает. Не стесняемся прикрываться холмами и постройками, помним что объект высотой 1 уже полностью закрывает наш танк (в том числе и от возможности стрельбы по врагу)
На поле боя у “Харассера” есть несколько тактических ниш. Первая, и самая очевидная, это дешевая быстрая критобойка. Пока “большие дяди” с главным калибром снимают броню с противника, “Харассеры” прячутся за холмиками и прочими укрытиями. Как только в пределах досягаемости появляется противник с лишенными брони локациями - “Харассеры” на всех парах несутся к нему, не жалея SRM. 12 ракет в залпе - это немало, особенно когда каждое попадание - это приличный шанс на крит.
Второй вариант - использование “Харассера” в качестве убийцы танков. Для этих целей нам понадобится минимум тонна инферно-ракет в боеукладке (совет - всегда берите эту тонну инферно, если они доступны. Лишними не будут, а вопрос живучести у “Харассера” все равно не стоит). Выбираем раздражающий нас танк противника, посылаем к нему наши ховеры и, дав залп инферно, любуемся тем, как вражеские танкисты пытаются справиться с кучей критических повреждений (если останутся в живых, конечно). Таким же образом можно бороться и с неосторожными бронекостюмами или с особенно раздражающей пехотой.
Третий вариант условно можно назвать “ковбойским”. При такой схеме применения “Харассера” мы атакуем им не имеющий прыжковых ускорителей мех, склонный к перегреву. Залп инферно - и наша цель с немалой вероятностью застывает на месте, пытаясь преодолеть сопротивление отказывающих от безумного нагрева миомеров. Если очень повезет - противник может банально взорваться. Особенно эффективен такой трюк против перволевельных “Райфлменов” - и греются на ура, и снарядов много. Но и другие склонные к перегреву мехи могут оказаться в неприятной ситуации после пролета мимо них маленького ховера.
Четвертый вариант требует наличия в запасе дорогих и редких тандемных ракет (Tandem-Charge SRM). Все очень просто: грузим две тонны “тандемов”, выбираем цель, штрафы на стрельбу по которой будут минимальными, и вперед! Мехи, танки, бронекостюмы - всем им придется нелегко после обстрела с повышенным шансом на критическое повреждение. Впрочем, при цене такого спецбоекомплекта в половину самого ховера, шансы столкнуться на поле боя с “тандемным” “Харассером” невысоки.
Как бороться с “Харассером”? Стрелять и попадать. Даже удачный залп пехотного взвода может снести ему всю броню с борта. А с максимальной дальностью SRM в 9 гексов, “Харассер” можно убить, не попав под ответный огонь. Большинство мехов легко запинают насмерть подошедший слишком близко ховер. Увидели “Харассер” - убили “Харассер”! Иначе кажущийся неприоритетной целью малыш может сделать вам очень больно.
Столь дешевая и эффективная машина не могла не получить несколько вариантов. Самый логичный из них несет в турели установку LRM-10 с тремя (!) тоннами боеприпасов. Высокая скорость и возможность крутить пускач на 360 градусов позволяют LRM-ному “Харассеру” довольно уверенно работать машиной дальней огневой поддержки для легких танковых лэнсов. Три тонны ракет пригодятся в рейде, или же можно набрать по ситуации спецбоеприпасов для дистанционного минирования или борьбы с пехотой. Желательно, конечно, использовать для такого “Харассера” возможность hot-load’а, иначе в ближнем бою ему может внезапно стать очень плохо. Вариант логичный и имеющий право на существование, но изюминки оригинала в нем нет.
Есть вариант с двумя средними лазерами в башне. На мой взгляд- бесполезная трата денег, пусть и стоит такая машина чуть больше 380 тысяч Ц-биллов. Необходимость устанавливать усилители мощности для нормальной работы лазеров от ДВС снизила огневую мощь “Харассера” до неразумных пределов и лишила преимущества в виде возможности выбора боеприпасов. Средний лазер Сферы - оружие победы... но для меха, а не для танка.
Вариант с пятью малыми лазерами выглядит убого даже рядом с предыдущей версией. Максимальная дальность в 3 гекса для машины с картонной броней выглядит просто издевательством. Впрочем, за 345 тысяч ц-биллов “Харассер” может легко выиграть в конкуретной борьбе с “Чарджером” 1А1 - благо, тот намного дороже, а бронирован не намного лучше.
Ходят слухи о том, что есть еще огнеметная версия, “для специальных операций” - но ее никто не видел. И надеемся, не увидит - ибо такое издевательство над заслуженной машиной стерпеть сложно.
Традиционно главным конкурентом “Харассера” на рынке легких ударных танков считается старичок “Джей Эдгар”. Он побыстрее, заметно лучше бронирован - но хуже вооружен, всего один средний лазер и две установки SRM-2. Классический “Пегас”, хотя и тяжелее на 10 тонн, несет сходное вооружение (только две SRM-6 дополнены средним лазером). Уступая “Харассеру” по скорости, “Пегас” в три с лишним раза превосходит его по бронированию. Но главный конкурент “Харассеру” был запущен в производство в 3054 году - им стал федсодовский вертолет “Кэвэлери” - весит столько же, в залпе выдает те же 12 ракет (правда, установки распределены по-другому - одна SRM-6 и три SRM-2) и несет сравнимое бронирование при той же скорости.
В целом, “Харассер” - эффективная и дешевая машина, отлично вписывающаяся в свою нишу на поле боя. Даже с учетом развития технологий, это наглый надоедливый ховер остается опасной занозой для любого противника, недооценивающего опасность маленьких, надоедливых танков.