acefalcon, резонно. Но я уже и к кальке успел привыкнуть.
Добавлено спустя 4 часа 6 минут 46 секунд:Ладно, разбавим флуд сабжем.
ВРЕМЯ ПЕРВЫХ
Первый военный звездолёт БТ – «Чарджер» – был запущен в 2122-м году, всего через шесть лет после первого колонизационного транспорта или через четырнадцать лет после первого пилотируемого межзвёздного корабля, вообще. Варшипом он, разумеется, не был – обычный примитивный джампшип, не тяжелее максимально доступных для своего времени ста тысяч тонн, без паруса, с примитивным двиглом, занимающим половину общей массы корабля и позволяющим сигануть на полтора десятка световых лет вместо привычных тридцати. Вооружение – наверняка, какое-то примитивное подобие капитальных ракет и модифицированные для пальбы в космосе райфлы; по меркам следующих эпох фигня, однако ж, среднюю космическую дальность (7 – 12 гексов, что соответствует 126 – 216 километрам… ну, 130 – 215 км, округлённо) все три подкласса райфлов покрывают. Достаточно, чтобы повоевать в космосе, если больше нечем.
Запущенная в серию в 2148-м «Аквилла» имеет уже какое-то подобие автокэннонов – АС/5, которые так-то должны появиться столетием позже; ну да хрен с ними. Возможно, у оригинального проекта были схожие по массо-габаритам хэви райфлы.
Появление капитальных автопушек Так-Опс датирует «примерно, 2200-ми» годами, без уточнения – начало это века, середина или вовсе конец. Лично я полагаю, что где-то к исходу первой трети, незадолго до грянувшего в 2236-м Восстания Внешних пространств. Так, что в серию разработанные прототипы не пошли, а там и Терранский Альянс сжался до горстки ближайших к Терре колоний, в радиусе тридцати светолет от неё. Тут уж стало не до доводки, хуле – кризис, инфляция, денег нет, но вы держитесь. Некапитальную автопушку довели до ума к 2250-му, уже хорошо. Капитальные же задержались с серийным производством до конца XXIII-го века, когда был заложен первый настоящий варшип – «Дредноут». Батареи NAC/20 и 10 стали его главным калибром, впервые в истории военно-космического кораблестроения. Ещё одной, возможно, более важной инновацией стал компактный КФ-двигатель «военного образца»: при массе 45,25% общей массы корабля, он обеспечивал прыжок на предельную технически возможную дистанцию в тридцать светолет. Для сравнения: КФ-двигло тогдашних джампшипов (половина массы корабля) позволяло сигать не дальше пятнадцати. Каждый следующий светогод дальности прыжка отъедал ещё 3% массы прыжкового судна, пока не поглощал её почти всю. И корабелы тех времён стояли перед выбором – дальность прыжка или полезная нагрузка. Прыжковый двигатель нового поколения эту проблему решал; ещё один важный по тем временам момент заключался в том, что те же тридцать светолет от Солнца составлял и радиус контролируемого Террой пространства. Базирующаяся в Солнечной системе эскадра дредноутов могла прыгнуть оттуда в любую систему Альянса.
Нормативный срок постройки «Дредноута» составляет меньше года, но строили их в темпе, вдвое большем, закончив седьмой – последний в серии – корабль в аккурат к перевороту Маккенны. Но ещё лет за десять до того, в 2305-м, у «Дредноута» появился младший братец – построенный на верфях «Ди-Трон Хэви Индастриз» крейсер «Дарт».
На четверть-треть легче; чуть лучше бронирован (101/88/88/79 лоб/борта/хвост против 85/85/80/80 у «Дредноута»); вдвое-втрое меньше огневой мощи, зато пара новых игрушек: пусковые аппараты капитальных ракет и батареи корабельных лазеров (приведённых в ридауте Light NPPC не могло быть у первоначального проекта – этот класс оружия разработают только в 2358-м; модернизации это не помеха, вопрос только во времени и средствах). Ещё один инновационный причиндал «Дарта» – полдюжины стыковочных узлов для больших межпланетных кораблей; согласно датировке
Interstellar Operations (p.119), разрабатывать их начали в 2304-м, т.е. за год до запуска головного корабля серии. Поскольку до изобретения КФ-пояса осталось полтораста лет, таскать на них дропшипы через гиперпространство ещё нельзя; главная польза – проще стало перемещать грузы со звездолёта на межпланетные корабли и наоборот вне базы. Что тоже хорошо, особенно в плане так нужной крейсеру автономности.
Впрочем, есть у меня подозрение, что изначально «Дарт» разрабатывали как альтернативный «Дредноуту» проект большого варшипа. Но потеряли время на модификации по ходу постройки, да и ТТХ подкачали. Главный минус «Дарта» – хреновый маршевый двигатель, обеспечивающий ускорение не больше одного – полутора G (2/3 в игровых терминах), тогда как «Дредноут» без проблем выжимает полтора – два с полтиной (3/5). Соответственно, хромает и маневренность в бою; реализовать своё единственное преимущество над «Дредноутом» – бóльшую дальность стрельбы носовых лазерных и ракетных батарей, способных поражать цели на экстремальных дистанциях 740 – 900 км (41 – 50 гексов), куда пушки «Дредноута» уже не дотягиваются – ему очень сложно.
Что до задач автономного патрулирования отдалённых рубежей Альянса, то актуальными они стали лишь через тридцать лет после запуска первого «Дарта», когда у Терранской Гегемонии появились эти самые отдалённые рубежи. Впрочем, курировавший их постройку адмирал Маккенна – с 2995-го главком флота Альянса – мог уже тогда закладываться на будущее расширение границ. Как бы то ни было, верфи на орбитах самой Терры, Венеры и Марса успели за десять лет выпустить два десятка «Дартов», и на вооружении эти корабли оставались до начала XXV века.
Настоящим младшим братом «Дредноута», пожалуй, лучше будет назвать построенный уже после переворота Маккенны «Блэк Лайон I». На четверть легче; чуть хуже бронированы оконечности (72/84/84/72); тот же ход и очень похожее вооружение (трёхорудийные батареи NAC/20, счетверённые АС/5 для противосамолётной обороны – к слову, «Дарт» вооружения этого класса не имел вовсе); та же авиагруппа из двух дюжин шаттлов. Добавились полдюжины пусковых аппаратов ракет
Killer While, вместо 4-орудийных батарей NAC/10 стали 2-орудийные NAC/20, почти вдвое меньше стал грузовой отсек (98 тысяч тонн против общей грузоподъёмности 172 тысячи тонн у «Дредноута»), но в целом хрен примерно один.
Что там выходит по цене, мне лень сейчас считать, но более лёгкий «Блэк Лайон» по флаффу заявлен и более дешёвым, чем «Дредноут»; по нормативному времени постройки, однако, у него выходит полный год – 12 месяцев, против 11 у «Дредноута».
В 2316-м Маккенна начинает первую из своих «кампаний увещевания», за год с хвостом растягивая спинвардную границу Терранской Гегемонии до Тауни. К исходу этой кампании как раз должен поспеть корабль нового класса – корвет «Бонавентуре», при массе, чутка не дотягивающей до четверти миллиона тонн, развивающий ускорение полных 3 G на форсаже (4/6). Без малого, двадцать лет – до запуска первой «Лолы» в 2345-м – он и его систершипы будут самыми быстрыми варшипами Сферы. А превзойдёт заданный ими стандарт ходовых качеств малого варшипа только куритянский «Наруками» в 2380-м. Вооружения, правда, кот наплакал: всего два капитальных лазера-35; четыре обычных больших лазера, по автопушечной спарке на борт, правда, с дамагом 10, а не 5, да носовые и хвостовые батареи дальнобойных ракет. Даже для боя с «милитаризованными судами» – вооружёнными примитивными джампшипами – той поры это выглядит как-то слабовато, если прикинуть, что из оружия может такое судно нести. Даже при планируемой тактике применения корветов 4-корабельными эскадрами. Поэтому уже через три года – после первого пограничного конфликта с домом Курита за Диерон и к началу второй «кампании увещевания» – появляется новый проект корвета, «Виджилант». На сотню тысяч тонн легче предшественника; чуть хуже бронирован, правда, хотя казалось бы – куда хуже; зато вооружён: четыре NAC/10, три пусковых аппарата
White Shark, противосамолётного вооружения по мелочи. Ускорение, правда, всего 3/5 – достаточно, чтобы идти в одном строю с линкорами. Не рекордсмен. Автономность тоже подкачала, грузовой отсек всего 13,5 тысяч тонн, и тысяча тонн топлива. Против 6,5 у «Бонавентуре», а груза тот может нести, без малого, 54 тысячи тонн. Поэтому и «Бонавентуре» остаётся в строю – на вооружении и в производстве. И эскадры корветов формируются из пары одного и пары второго типа.
Вот с этого места, похоже, у терранских военных теоретиков начался гон, породивший, в итоге, и пресловутую классификацию варшипов с малоосмысленными промежуточными классами. Подозреваю, что и корабелы тоже не отстали; однако же, Маккенна прищемил им хвосты, и остаток его правления терранская флотско-теоретическая мысль молчала в тряпочку.
Запущенный в 2325-м новый крейсер типа «Крейсер» (команда «лопата!» ...смеёмся) базировался на замшелом альянсовском проекте полуторасталетней давности, с поправкой на новые технологии: компактное КФ-двигло военного образца и 6-орудийные батареи NAC/10 в качестве главного калибра. Плюс много пусковых аппаратов капитальных ракет (
White Shark и
Barracuda) группами по три. 94,5 тысяч тонн груза, из общей массы в полмиллиона тонн. Ускорение 2/3, как у собрата по классу – «Дарта». Вместо внешних стыковочных узлов – полноценный ангар на пару больших дропшаттлов, общей вместимостью десять тысяч тонн. Бронирование подкачало (64/58/58/52), но для боёв с корветами и всякими эрзац-варшипами вероятных противников, наверное, прокатит.
Следующие двадцать лет новых проектов варшипов, по крайней мере, серийных в Гегемонии не создавалось. А соседи пока до варшипов не доросли.
ПРОДОЛЖЕНИЕ БАНКЕТА
В 2335-м году Джеймс Маккенна начинает свою последнюю военную кампанию – против Федерации Скаи. Однако ж, проблемы со здоровьем (рак) вынуждают его вернуться на Терру для лечения, оставив на хозяйстве сына и наследника – Конрада. Как показала практика, зря: 23-го июля 2338-го тот лажанулся по-крупному при вторжении на Сирму, угробив три дюжины вверенных ему кораблей и судов (27 транспортных джампшипов из 29 и 7-9 варшипов) на минном поле по выходу из гиперпространства.
Кроме халтурно и хреново проведённой разведки, общей недооценки сил противника и поспешности, которая завела его в ловушку, Конрад Маккенна совершил ещё одну фатальную для командира ошибку: остался жив. В конгрессе Гегемонии забурлили говны, Конрада сняли с должности, его отцу выкатили импичмент, и Джеймс Маккенна был вынужден оставить кресло (а в общем, вполне себе трон) директор-генерала и удалиться на горы и воды. Где и помре через десять дней. Новым государем стал его племянник Майкл Камерон, от которого и пошла династия.
Резонно предположить (хотя напрямую об этом и не говорится), что катастрофа у Сирмы стала одним из аргументов в пользу обновления корабельного парка флота. Что с того, что у других государств всё ещё нет варшипов? Скайцы, вон, и без них дали прикурить младшенькому Маккенне.
Первой ласточкой новой кораблестроительной программы стал быстроходный дестроер типа «Лола»: масса 680 тысяч тонн, как у крейсеров типа «Дарт», но ускорение 4/6, как у корветов «Бонавентуре». Отсюда здоровенное двигло, такое, что зону жизнеобеспечения пришлось ужимать, и даже гравдек втиснуть не получилось. Впрочем, на 115-тысячетонный грузовой отсек (автономность!) место нашлось. Бронирование вышло чуток похужей, чем у «Крейсера» (48 по всем локациям), или вдвое слабже, чем у «Дредноута», но по сравнению с корветами, так очень даже неплохо. Главный калибр – батареи NL55 и парочка 45 с их экстремальной дальнобойностью и старых добрых NAC/40; на всякий случай, ещё счетверённые установки больших лазеров – от шаттлов и самолётов отмахиваться.
Тут стоит оглянуться назад и прикинуть, как могла выглядеть флотская доктрина Маккенны. Основная боевая сила флота – линкоры («Дредноут») и меньшие по массе, но почти такие же по ТТХ линейные крейсера («Блэк Лайон»). При этом ЛКР не столько самостоятельный класс боевого корабля, поддерживающий линкоры в бою, сколько «бюджетный линкор»: труба пониже, дым пожиже, но может делать всё то же самое с той же, примерно, эффективностью.
Вероятный противник – формирующиеся государства Внутренней Сферы – к этому времени может строить примитивные джампшипы массой до 600 тысяч тонн, с аналогичной варшипам ходовой частью; ускорения 3/5 – 4/6 им вполне доступны. Капитальные ракеты доступны с прошлого века; годам, ближе, к двадцатым-тридцатым должны стать доступны капитальные лазеры и автопушки. Правда, когда от половины массы уходит на КФ-двигло и ещё 108 – 144 тысячи тонн на маршевый двигатель (для ускорений 3/5 – 4/6, соответственно), и 600-тысячетонный джампшип образца 2300-х годов много оружия не потянет. Так что, и мизерного по меркам следующих веков бронирования «Дредноутов» и первой серии «Блэк Лайонов» должно хватить для нормального боя.
Крейсера («Дарт» и «Крейсер») должны рассматриваться как первая линия обороны Альянса/Гегемонии. Их задачи в мирное время – патрулирование пограничных систем и демонстрация флага; в военное они принимают на себя первый удар неприятеля. Отсюда хорошее бронирование «Дарта»: он рассчитан на бой с превосходящими силами и должен хорошо держаться под их огнём. Отсюда же большие грузовые отсеки и стыковочные узлы/ангары дропшаттлов: крейсер не просто должен быть способен месяцами и годами болтаться в космосе в отрыве от базы – он сам может стать базой отряда
патрульных кораблей внутрисистемного класса. Мощная ходовая часть ему при этом вроде как и не нужна, ускорения 2/3 должно хватить за глаза и уши.
Иное дело – корветы, малые варшипы с массой в полтораста тысяч – четверть миллиона тонн. Основные задачи у них те же, патрулирование рубежей и демонстрация флага; эскадра из четырёх корветов считается в этом плане равноценной крейсеру. А кроме того, корветы могут ходить на разведку и в рейды, что крейсеру с его слаборазвитой ходовой выходит уже не по силам.
Зато ему есть место в наступлении, и первые же «кампании увещевания» это показали: там крейсера шли в авангарде флота, занимая обе стандартные прыжковые точки системы. Против слабого, не имеющего серьёзных военно-космических сил противника хватало и одного корабля на точку. Разумеется, с поддержкой транспортных судов, патролшипов и прочей мелочи.
Построенная в 2345-м «Лола» сочетала в себе боевую мощь крейсера и ходовые качества корвета – достаточно, чтобы вынести её в отдельный класс дестроеров и развивать эту концепцию дальше. Через шесть лет после неё с верфей «Дели Варшипс» над Карвером V стартует первый «Эссекс». Бронирование вдвое слабже лолиного – как у корветов; огневая мощь тоже послабей; ускорение 3/5. Зато есть 60-метровый гравдек, и общая масса кораблика всего 560 тысяч тонн – на 120 тысяч меньше. И с постройкой можно уложиться в четыре месяца, вместо шести.
Возможно, поэтому «Эссекс», а не «Лола» стал основным типом дестроера космического флота Гегемонии. Даже при наличии единственной производственной зоны, за тридцать лет их можно было наклепать под сотню штук; по флаффу же и вовсе «
these ships formed the bulk of the Hegemony’s first generation of WarShips» (
FR 2765: Periphery, p.30).
Третий новый корабль этого периода – «Кихот» – тоже стал родоначальником нового класса варшипов, но вышло это некоторым образом через жопу. Начался он с проекта нового линейного крейсера, на смену морально устаревающему «Блэк Лайону». В сороковые годы или ещё тридцатые – хрен поймёшь; но даже если тридцатые – за 30+ лет, прошедших с постройки «Дредноута» (и полтора десятка – с постройки «Блэк Лайона») окружающие Гегемонию новые государства Сферы, по-любому, успели спроектировать и начать строить что-то в ответ. Даже на уровне примитивных джампшипов с пушками.
- Код: Выделить всё
Frigates have served both Terran Hegemony and Star League navies as heavily armed surveillance ships, rather than in a more traditional escort and interdiction role. The Quixote-class Frigate, on the other hand, was in a class of its own. Originally designated as a battlecruiser, the SLDF reclassified the ship as a frigate midway through the design process. Engineers endeavored to reduce costs by reusing existing components, such as the drives found in the Lola-class Destroyers. This miscalculation by the engineers, however, allowed the use of drives too small to give the acceleration normally found in a frigate-class WarShip. To make matters worse, a bureaucrat from the Procurement Department authorized 250 Quixotes for production. Later evidence suggests this is an error purposefully made in order to circumvent the objections of the Admiralty and curb their spending at a time when resources were slim
TRO 3057 (Revised), p.220
Сдаётся мне, версия «у флотских теоретиков и инженеров начался гон» только что получила подтверждение. Корабль, задуманный и заложенный как линейный крейсер, перепроектировался по ходу постройки, как водится – с кучей просчётов, устранение которых лишь ухудшило дело; в результате вышло ни рыба, ни мясо: масса линейного крейсера, ход обычного, вооружение не то дестроера, не то корвета-переростка, не то ракетной шаланды прошлого века, на платформе примитивного джампшипа. Как это обозвать без флотских выражений, чтоб можно было потом напечатать? во, ёба – фрегат. Что такое фрегат? хрен его знает. Это что-то поменьше крейсера, но побольше дестроера... хотя нет – военно-морская энциклопедия допотопного века подсказывает, что фрегат, всё-таки,
меньше дестроера! ...а мы уже написали. Ладно, кто там будет с этими замшелыми энциклопедиями сверяться? меньше крейсера, но точно больше корвета – фрегат. Уточняем: меньше линейного крейсера. На 60 тысяч тонн. Больше? бля, хорош путаницу разводить, сказано фрегат, значит, фрегат, пиши госзаказ на 25 бортов... долбоёб, ты лишний ноль вбил! что? уже отправил по аутлуку? Ладно, у меня есть кореш в Департаменте – ща позвоню ему, всё решим.
...решили. В конце концов, русский язык обогатил английский не только словом «maskirovka». Слово «otkat» в словаре терранского английского по-любому есть.
продолжение следует
В порядке бонуса: хронология появления варшипов, первая половина XXIV века
• 2300 Dreadnought (Battleship)
• 2305 Dart (Light Cruiser)
• 2315 Black Lion I (Battlecruiser)
• 2317 Bonaventure (Corvette)
• 2320 Vigilant (Corvette)
• 2325 Cruiser (Cruiser)
• 2345 Lola I (Destroyer)
• 2350 Quixote (Frigate)
• 2351 Essex I (Destroyer)